Капитан небесной механики Друзья! 16 июня 1954 года в Мурманске, в семье капитана второго ранга родился удивительный композитор, пианист и бэнд-лидер Сергей Анатольевич Курёхин. Очень трудно, порой невозможно классифицировать его творчество. Сросшиеся воедино авангард, свободная импровизация и непревзойдённое чувство юмора дали миру человека извне, пришедшего совсем ненадолго – на каких-то 42 года, чтобы изменить вселенную музыки раз и навсегда. Музыкой Сергей стал заниматься с четырёх лет, обладая идеальным музыкальным слухом. Детство и школьные годы он провёл в Крыму, в Евпатории. В 1971 году семья Курёхиных переехала в Ленинград. Сергей к тому времени окончил среднюю школу и поступил в музыкальное училище имени Мусоргского при Ленинградской консерватории, из которого был отчислен за хронические пропуски занятий. Недолгое время Сергей проучился в Институте культуры им. Н.А. Крупской на факультете хорового дирижирования. Потом работал концертмейстером художественной гимнастики. Свой путь в музыке Сергей Курёхин начинал как рок-пианист; в 1971-1977 годах он выступал с известными самодеятельными группами "Пост", "Большой железный колокол" и "Гольфстрим". Затем он увлёкся джазом и вступил в квартет (позднее превратившийся в трио) ленинградского саксофониста Анатолия Вапирова, с которым выступал на крупнейших джазовых фестивалях страны. В конце 1970-х Курёхин занимался экспериментами с разнообразными собственными группами. В первой половине 1980-х годов Курёхин вернулся к року как аранжировщик "Аквариума", и при его участии были записаны альбомы "Треугольник", "Табу" и "Радио Африка". В 1984 году он создал свой ансамбль – "Популярная механика" ("Поп-механика"), в состав которого вошли участники групп "Аквариум", "Кино", "Игры", "АукцЫон", "Джунгли", "Три-О" и фольклорный ансамбль А.Федько. Оркестр Курёхина объехал почти всю страну, затем выступал за рубежом. Шоу "Поп-механики", в которых участвовали музыканты и художники разных школ, камерные и симфонические оркестры, фольклорные и танцевальные коллективы, рок- и джаз-группы, фокусники, мимы и укротители, эстрадные солисты и оперные певцы (иногда число участников достигало 300 человек), имели экстравагантно-эпатажные названия: "Индейско-цыганские медитации", "Пять дней из жизни барона Врангеля", "Как волка ни корми, а Капитаном он не станет", "Переход Суворова через Кутузова". Сергей написал музыку к таким спектаклям и фильмам, как "Господин оформитель" и "Ангел истребления" О. Тепцова, "Счастливо оставаться!" С. Белошникова, "Трагедия в стиле рок" С. Кулиша, "Оно" С. Овчарова, "Переход товарища Чкалова через Северный полюс" М. Пежемского, "Два капитана-2" С. Дебижева, "Замок" А. Балабанова, "Три сестры" С. Соловьева, "Научная секция пилотов" Андрея И. Как актёр Сергей Курёхин снялся в фильмах "Лох – победитель воды", "Сломанный свет", "Два капитана-2", "Над тёмной водой", "Комплекс невменяемости". Его дискография насчитывает несколько десятков пластинок и компакт-дисков, среди которых – "Насекомая культура", "Поп-механика № 17", "Полинезия. Введение в историю", "Опера богатых", "Ибливый опоссум" и другие. Это всего лишь сухие факты. Что было на самом деле? Об этом мог знать лишь сам Капитан (прозвище он получил после съёмок в фильме "Два капитана-2"). Сергей был не то чтобы замкнут и скрытен, нет. Ему просто не хватало времени на обыкновенные человеческие чувства. Его вторая жена, Анастасия, говорила: «Сережа очень боялся показаться сентиментальным, поэтому постоянно скрывал свои чувства. Они копились в нём, не находя выхода, от этого, наверное, он вёл себя порой так эпатажно. В своей иронии он, действительно, был беспощаден. В нём не было душевности, в привычном понимании этого слова. У него просто не оставалось времени на тепло. Он представлял собой творческую энергию в чистом виде». Да, Курёхин был дважды женат. От первого брака с Татьяной Паршиной у него есть дочь Юлия (родилась в 1974 году), со своей второй супругой Анастасией он познакомился в гостях у Бориса Гребенщикова. В интервью Анастасия Курёхина рассказывала: «Сергей – очень романтичный человек. Не хочется впадать в банальность и вспоминать всё то, что было у нас, как у всех влюблённых пар. Цветы дарил, конечно. Он вообще любил, когда в доме было много живых цветов. У Сергея был очень широкий круг общения, и он считал, что дом должен быть закрытым. Это как у англичан: «Мой дом – моя крепость». Сергей никогда не хотел, чтобы Анастасия работала. "Женщина должна нежиться". Работал всегда он. Его лидерство проявлялось во всём – как в творчестве, так и в семейной жизни. Как он проявлял себя на публике? Судите сами по небольшому отрывку. В фильме режиссера Владимира Непевного «Курёхин» музыкант рассказал о себе сам: – Сергей Анатольевич, мы хотели бы поговорить с Вами на разные темы для специального издания, посвящённого выходу фильма С. Дебижева "Два капитана-2", в котором Вы играете одну из главных ролей. Возможно ли это сделать сейчас? – Сейчас нет, а минут через десять – можно. Дело в том, что через 10 минут закончится мой индивидуальный цикл перемещения солей животного происхождения в мозг из печени. Таким образом я контролирую обмен веществ в моём организме, и, если Вы будете говорить со мной в это время, я за себя не ручаюсь. /Прошло 10 минут. Взгляд Курёхина приобрел некоторую осмысленность, и мы решили начать пробовать/. – Сергей Анатольевич, в одном из интервью Вы сообщили, что Вы – ошибка природы. Что Вы имели в виду? – Дело в том, что природа в моём лице пыталась сделать курицу. Все мои повадки – куриные. Хотя иногда бывают странности. Я, например, время от времени начинаю рыть нору в земле, что, насколько я знаю, курицам не свойственно, скорее лошадям. – Нам кажется, что Ваш способ отвечать на вопросы – это попытка увильнуть от ответа. Очень хотелось бы услышать от Вас что-нибудь искреннее. – Я постараюсь быть предельно искренним. Именно так – беспощадная ирония в сочетании с колоссальной эрудицией – казалось, Сергей Анатольевич был ходячей библиотекой, он спокойно цитировал Шпенглера, Кьеркегора и Шпета. Особенность разговора с Курёхиным заключалась в том, что в любую минуту он мог быть переведён из шутки на серьёзный интеллектуальный уровень, отчего люди, недостаточно знакомые с ним или с предметом обсуждения, просто впадали в ступор. Однажды Сергей сказал Анастасии: «Мы будем самой счастливой парой, но имей в виду: больше, чем десять лет, я не проживу». Судьба отвела ему чуть больше счастливой личной жизни – 14 лет. В апреле 1996 года Курёхин вернулся из Москвы в Санкт-Петербург после того, как записал музыку к фильму и поставил оперу в Большом театре. Во время поездки у Сергея случился сердечный приступ, и его на руках вынесли из вагона... Врачи поставили диагноз «саркома сердца». Говорят, что она встречается то ли раз в сто лет, то ли один раз на миллион пациентов, то ли её вообще не существует в природе… В начале июня Курёхину сделали операцию, но после неё врачи сказали: «Шансы на выживание равны нулю». Настя до последнего не верила, что Сергей умирает. Она ездила в Сибирь за природными лекарствами и кореньями, приглашала экстрасенсов, хотела отправить мужа на операцию во Францию, но Сергей наотрез отказался. 16 июня 1996 года Курёхину исполнялось 42 года, и это был первый день рождения, который он решил отметить. На этот праздник съехалось больше 50 человек, и Курёхин никому не позволял верить в худшее, шутил по поводу своей болезни, а спустя две недели скончался. Он умер 9 июля 1996 года и вскоре был похоронен на кладбище в Комарово под Санкт-Петербургом. После смерти Сергея его старшая дочь Лиза впала в депрессию. Она приняла десять таблеток сильнодействующего снотворного и умерла во сне. В 2004 году Анастасия Курёхина призналась: «Я осталась с двумя детьми, разрушенной квартирой, неизданной музыкой, в полном непонимании, как жить дальше. Но рядом были близкие люди, которые меня поддержали. Наверное, сейчас я стала другой. Сейчас моя жизнь абсолютно изменилась. Изменилось внутреннее ощущение жизни, изменилась ситуация. Пришлось стать деловой женщиной. Вместе с друзьями мы создали Фонд Сергея Курёхина, который стал активно работать. Кроме основного на сегодняшний день проекта SKIF (Sergey Kuryokhin International Festival), мы издаём музыку, оказываем медицинскую помощь музыкантам. К пятидесятилетию Сергея делаем документальный фильм, большую выставку в Русском музее с каталогом». Благодарю за помощь Елену Гусарову. Она также написала целых два эссе, ознакомиться с которыми можно по ссылкам: vk.com/wall-43416763_3091 и vk.com/wall-43416763_3090. Всегда к вашим услугам, Дмитрий Иванов #SergeyKuryokhin #JazzCalendar #ДмитрийИванов #JazzPiano #JazzLead #JazzComposer #16JuneJazz